опять двадцать пять
людей,которые ходят на службу в православный храм.
Как они стоят толпой,старые и малые,женщины держат детей на руках.
Служба длится около часа.
Какое это наказание выстоять час службы старому,больному человеку.
Кому так надо?
Мне было бы не до проповедей.
Для чего ходят в храм?
Быть со всеми?Помолиться?Послушать проповедь?Подумать?
Разве возможно это толпой?
Зачем столько позолоты?Столько блеска?
Куда лучше для каждого место,хочешь сиди,хочешь встань на колени,ты хорошо всех видишь и тебя видят,ты не потерян в толпе,ты здесь со всеми,тебя встречают лично,тебе протягивают песенник,ты видишь план службы,что следует за чем,ты участвуешь в ней,а не только присутствуешь в толпе,тебе не грозит быть растоптанной,ломясь за благославлением.
Что-то в православном храме не так.Не уютно.

Комментарии
07.01.2010 в 09:19

Когда-нибудь состарюсь, но не сейчас
Verklig
Согласна полностью.:friend:
Но есть у меня вполне цивилизованные Избранные (у Вас они, кстати, тоже в Избранном), которые получают от этого непонятный мне кайф.:nope:
Ну, если им это нравится, можно за них порадоваться. Не правда ли?:attr:
07.01.2010 в 09:36

Волшебные сны
Я не религиозный человек. В церкви бываю редко. Но вот одну знаю в самом центре Москвы, в переулочке. Там лавочки стоят и можно присесть кому тяжело. И слова молитв раздают. Так что много зависит от настоятеля.
07.01.2010 в 10:02

опять двадцать пять
mirazh* Это исключение,а закономерность -всегда стоя.Может и церковь эта не православная?
*Reader* Ну, если им это нравится, можно за них порадоваться
А мне жаль их почему-то,хотя,если хорошо себя чувствуешь и на подъёме религиозных чувств,наверное и не замечаешь,что тяжело час выстоять,да зимой,в шубах,шапках,платках.
07.01.2010 в 10:06

Волшебные сны
Verklig , это очень старинная православная Никольская церковь.Там ещё есть уникальное собрание икон и даже одна чудотворная "Богородица дары дающая" Причём икона связана именно с этим храмом.
07.01.2010 в 10:08

waving my wild tail, walking by my wild lone
Verklig, можно я просто расскажу про наш храм? Не потому что хочу поспорить, нет. Восприятие уютно/неуютно у каждого свое. Просто такая уж у вас пессимистичная картинка получилась ... обнять и плакать :D
Не два часа :gigi: Когда праздник не два :hah: Мы вчера пришли в 23.00, а ушли после трех. Ну, пока еще поздравляли все друг друга, пока чай пили с бутербродами (с мясом, ура! после поста-то :D ), то и ближе к четырем. Но народ еще за стол садился, мы-то побежали, нас дед дома ждал (только потому нас настоятель и отпустил, очень он нашего деда уважает). А все, кто далеко живет, кому на метро - все остались праздновать.
Дети нарядные, девочки в таких платьях - просто принцессы - бегают по всему храму. Ну, если совсем разойдутся, кто-нибудь их одернет, не без того. На хоры поднимаются, так смешно: поднимаешь голову, а там толпа с перил свешивается. На полу сидят, если хотят. А с какими восторженными мордочками смотрят в открытые врата алтаря!
Младенцев, которых постоянно приносят, все знают. И они не пугаются, когда по руками идут. И покормить мамочку пустят, надо бабу Олю попросить, она вроде как завхоз, у нее свое помещение есть - иди и корми.
Старики сидят, когда устанут. Скамеек полно. Кто-то своим старикам раскладные стульчики приносит. (Наши бабушки нас молодым еще фору дадут по части постоять на службе :hah: ). Дед мой стоять не может, но он и редко выбирается. Сидит.
Да, и пальто можно в шкаф повесить. В праздник, конечно, там места не хватает, поэтому я прихожу в старом пальто, которое не жалко кинуть на лавку, в общую кучу.
План службы, да, не раздают. Но если не знаешь, а вообще-то все знают последование, можно книжку почитать.
Толпа и теряешься - это если взять Исаакиевский собор. Или даже Казанский. так они и не для уюта строились.
В таких размерах, может быть, и будет давка. Не знаю, т.к. не хожу. Мне в толпе страшно :D
У нас никто не толкается. Зачем? Если много народу в праздник, то будут три чаши для причастия, а не одна. Батюшек у нас трое. Есть такое, конечно, что всем надо непременно к настоятелю подойти :-D Типа круто :gigi:
Ну, а пока какой перерыв (все причащаются, а ты сегодня нет) тут и поболтаешь со подружками :D
Как правильно замечено mirazh*, в храме все зависит от настоятеля. Как поставлено, так и будет.

Ну ладно, я увлекалась. Verklig, извини за пространный комментарий :)
07.01.2010 в 10:10

Неисправимая оптимистка
Verklig
Какое это наказание выстоять час службы и что еще хуже встань на колени (для меня, во всяком случае, с детства не могу стоять на коленях, боль жуткая)
мне очень стыдно и прошу прощения, если задела чьи-то религиозные чувства, но такая мысль меня посещает довольно часто. С таким удовольствием я вижу по тому же телеку стройные ряды лавок-скамеек в церкви. Я надеюсь, мне простятся такие речи, так оказалось, что я не крещеная и потребности не испытываю. Но если бы встал выбор, наверное, пал бы он именно на такую церковь, потому как по моему убеждению там человека любят.
07.01.2010 в 10:12

Парау Парау
Verklig, в православных иногда есть лавочки вдоль стен, да.

службу православную не люблю - напрягает меня как-то это битье поклонов, духота и скучнность. И тетки, которые смотрят на тебя с вечным осуждением. Потому что столько условностей - немудренно и нарушить что-то ненароком. Одну как-то спросила, зачем она пришла сюда - к Богу или ближних судить, так ее заклинило :)
Что нравится в католических и протестантских - лавочки и относительная демократичность. Хотя, службы тоже не люблю.
Как ислючение, бывали и православные и католические службы, где было именно интересно - поэтому выстаивала и высиживала. то ли проповедь заинтересовывавла, то ли атрибуты. Вон, в одной церкви кадило было с бубенцами. Я от звона просто в транс впадала :)

Ну, а позолота...Так византийская традиция же ) В католических тоже бывает немало позолоты, если храм строили в барочные времена.
07.01.2010 в 11:52

опять двадцать пять
Мне очень приятно читать столько неравнодушных откликов.
NEKOshka с удовольствием прочитала про твой храм и действительно можно порадоваться за тебя.Но ты только подтвердила то,что я хотела сказать,когда пишешь про Исаакиевский и Казанский соборы.То есть, есть обычное,принятое течение службы и есть исключения,как в твоём храме.Думаю не такие и частые.И если присутствует сам призидент на службе,то он и его семья-на особом положении.Чего здесь нет.Зайду ли я на службу в Кёльнский собор или в одну из наших деревенских церквей,разницы не будет.
demma60 у меня потребности тоже нет.Просто посмотрела новости,а там про православное Рождество и толпа народа на службе все одеты и стоят.Мне жаль стало людей.
Tri-Devici традиции,конечно же,но я хотела больше о людях,об удобствах
07.01.2010 в 13:33

А кто смеяться хочет, пусть сам себя щекочет! (с)
Да, тема очень деликатная... В самом центре Москвы есть небольшая церковь, в которой основная масса прихожан - молодежь. В одежде ограничений нет (девушкам можно в брюках, джинсах, платок никто не надевает). Батюшка пользуется всеобщим уважением, он реально пытается пробиться к сердцам, помочь в духовных поисках. Кто хочет - сидит во время службы. Там вообще не обращают внимание на культ - это вторичное. На первом месте то, за чем мы все, наверное, и пытались в разное время ходить в церковь. У меня тоже опыт скорее отрицательный - он скорее подтвердил мои худшие опасения. А потом я оказалась на такой службе, которая показала мне, что мы на самом деле вообще ничего не видим, когда находимся в церкви (православной) на службе. Я никогда не могла найти в себе сил честно отстоять литургию - а тут мне просто не хватило... (Правда после этого случая я вообще не могу ходить на "обычную", потому что попробовала чего-то особенного, после чего все остальное пресно). Осмелюсь сказать, что вера и отправление культа далеко не всегда одно и то же... А толпу вообще не люблю. Все. Умолкаю.....
07.01.2010 в 13:36

La petite fille des chants d'oiseaux
скамейки сейчас практически во всех храмах. И да, зачем стоять в шапках и пальто, если их можно снять? и зачем приходить ночью с маленькими детьми, когда утром для них отдельная служба?:)
А то, что много народа - так это и есть возможность "быть со всеми":)
В нашем храме много лавочек, система кондиционирования, комната для переодевания, аудиосистема, чтобы было хорошо слышно службу и проповедь, комната отдыха.
И это отнюдь не единичный случай, уверяю.
07.01.2010 в 15:03

опять двадцать пять
Peony В нашем храме много лавочек,
И я о том же,много,но не для всех ,только для тех,кто с ног валится?для стариков или для тех,кто смел и вперёд поспел? остальные должны стоять.Не хватает на всех.
Я не хочу ни восхвалить,ни осудить,я просто о человечности.Удобно должно быть человеку везде,и в церкви тоже.))
Пампельмуза я не хожу в церковь,хотя налог плачу исправно,но было время,что я посещала церковь,так сложилось и мне было очень интересно и,самое главное,ко мне был тоже интерес и я бы могла найти много полезного для себя и сделать много полезного для других..
07.01.2010 в 17:23

La petite fille des chants d'oiseaux
уступают тем, кому нужно - иногда сидят по очереди, и это повод лишний раз проявить заботу и любовь к ближнему:) и это может звучать странно, но многие не хотят сидеть.
Потому как встреча с Богом включает в себя скорее благоговение, чем удобство.
07.01.2010 в 18:47

Женщины — это не слабый пол. Слабый пол — это гнилые доски...
Verklig Что-то в православном храме не так.Не уютно. Да уж, православное рождество вызывает похожие размышления... Конечно, многое зависит от настоятеля, но мне в Казанском соборе (в нашем городе), тоже не уютно, особенно после того, как его отремонтировали. Все как неживое стало, наносное, что ли. Почти как в песне Гребенщикова: "Турки строят муляжи святой Руси за полчаса". Хотя вроде бы и не турки ремонтировали :emn: . Да и у батюшки из нашей церкви первым во дворе еще в советские времена появилась "Волга" и спарка из "двушки" и "трешки" в нашем доме...
07.01.2010 в 19:17

Иногда счастье сваливается так неожиданно, что не успеваешь отскочить в сторону...
Verklig у меня просто буря эмоций....Честно говоря, даже боялась читать комментарии...
во многом согласна сNEKOshka. Очень всё правильно разложено...
И если присутствует сам призидент на службе,то он и его семья-на особом положении
да нет у них особого положения... так же они стоят на службе, а то что ближе у Алтарю... Так думаю, что если в Кёльнский собор приедет канцлер, то ей отведут место в первом ряду, разве не так?
Думаю, что тема действительно очень деликатная... боюсь обидеть, потому как читать можно с любой интонацией, но вера прежде всего в сердце, в душе...
И что мне нравится в "наших" церквях, так люди идут туда добровольно.... никто меня не заставит в воскресенье пойти на проповедь....
Я может и нечастый гость в храме, но негатива мне это не приносит... и потом уйти при желании можно всегда, причем так, что никто на тебя не посмотрит с рядов скамеек осуждающе...
Прости, если задела твои чувства...
Зачем столько позолоты?Столько блеска?
«Купола на Руси кроют золотом, чтобы лучше Господь замечал» (с) :)
07.01.2010 в 20:45

опять двадцать пять
~*ALeNA*~ Эмоции в данном случае совершенно не нужны.Я не собиралась ни на чём настаивать и ни о чём спорить. :)
Я не придумывала православные обряды и правила,я отношусь к другой церкви,которая мне кажется более приятной , человечной.Я бы не захотела стоять на службе в густой толпе,как в очереди,мне приятнее спокойно сидеть.Вот собственно и всё,что мне хотелось сказать. :)
08.01.2010 в 07:49

Peony встреча с Богом включает в себя скорее благоговение, чем удобство

да-да, людям должно быть НЕУДОБНО. мучиться они должны. а то как же? господь их иисус христос зря что ли на кресте мучился, за них грешных страдал, а теперь они должны страдать и испытывать неудобства. а честнее всего конеш сразу на крест.
09.01.2010 в 07:49

Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы
Tri-Devici Одну как-то спросила, зачем она пришла сюда - к Богу или ближних судить, так ее заклинило :hlop: :hlop: :hlop:[L]

Меня тоже всегда коробит от подобного - особенно, когда приходят богослужители на отпевание или еще какие-то подобные церемонии, а потом осуждать начинают хозяев, что не такой платок дали или не то в узелок с харчами для батюшки положили, да денег маловато им дали. Ой сколько я такого перевидала и после этого вообще отвращение к церкви у меня - да и неверующая я - дети у меня некрещенные - если им нужно это будет сами окрестятся, а вообще думаю, что крестить людей нужно в здравом разуме, чтобы сами могли выбрать, нужно ли это им и куда прислониться, если это нужно, а не в младенческом возрасте. Меня часто спрашивают крещенная ли я - да крещенная, но я не выбирала этого меня крестили насильственным образом, без моей на то воли. Так правильно ли это?
09.01.2010 в 17:53

Иногда счастье сваливается так неожиданно, что не успеваешь отскочить в сторону...
Verklig конечно, каждый сам волен выбрать себе и место для молитвы и церковь...
густой толпы в церквях не замечала, может потому что живу в небольшом городе, а может потому что хожу не по указке в храм, а когда душа просит...:)

Dworkin Barimen да-да, людям должно быть НЕУДОБНО. мучиться они должны. а то как же? господь их иисус христос зря что ли на кресте мучился, за них грешных страдал, а теперь они должны страдать и испытывать неудобства.
думаю, что те кто испытывает эти самые неудобства, неудобствами их не считает...:)
25.01.2010 в 11:55

Я успела вполне - но продолжаю идти По дороге, которой конца, я уверена, нет. (с)
Я православная, регулярно хожу в церковь, добавлю тоже.
Как верно сказала Пеони, встреча с Богом включает в себя скорее благоговение, чем удобство.
В церковь ходят не для того, чтобы было комфортно телу, туда приходят за моментом единения с Богом, который не заменить домашней молитвой. То, что тяжело физически - это естественно, 15 минут в церкви простоять всегда тяжелее, чем, допустим, на улице, сколько раз замечала.

Тут просто вопрос приоритетов. Если в приоритете польза телу, то в церковь идти не нужно, проще провести это время так, чтобы было удобно, на лавочке, например. А если в приоритете молитва Богу в Его доме (=польза душе), то дискомфорт можно потерпеть ради этого. Собственно, потому и терпят.

Есть и еще один момент - в общем и целом, мы много грешим, и два часа на службе постоять и помучиться - это своеобразное искупление содеянного.
И, опять-таки, получается эта дихотомия: польза телу или польза душе. Как во время болезни - можно потерпеть неприятную процедуру ради выздоровления, а можно не подвергаться ей и оставить болячку как есть. Неудобства воспринимаются как часть необходимого лечения.

Люди в церкви - не странные и не мазохисты, просто у них иные приоритеты.
25.01.2010 в 12:30

опять двадцать пять
koo-koo просто у них иные приоритеты.
Пожалуй,соглашусь с тобой,я то пожалела их,глядя со стороны,а они в этом совсем не нуждаются.И спасибо,что ты зашла,мне приятно
25.01.2010 в 12:43

Я успела вполне - но продолжаю идти По дороге, которой конца, я уверена, нет. (с)
Verklig

Почему же - неудобство во имя чего-то все равно остается неудобством, и пожалеть человека, стоящего два или больше часа на ногах, можно. Просто это все не ради самого процесса, а ради высшей цели, поэтому не бессмысленно - я это хотела показать. Но боль в спине от этого не перестает быть болью в спине : )
А я иногда захожу, читаю - мне интересно смотреть на твою жизнь. Просто не всегда бывает, что сказать.